В ноябре 1982 года прогресс совершил очередной "семимильный шаг" - компания Philips выпустила первый в мире компакт-диск (исключительно для расширения кругозора сообщим - на нем содержался альбом "The Visitors" группы ABBA).
Простота изготовления сделала новый носитель крайне недорогим, что вкупе с существенно большей емкостью (при меньших, по сравнению с винилом, размерах), относительной простотой и комфортностью эксплуатации, долговечностью, более высокой, чем у винила, износостойкостью (не говоря уже о пленке) и отличными частотными характеристиками сделало CD крайне популярным, поистине народным форматом.
Уже в ноябре того же года каталог компакт-дисков насчитывал около 150 наименований, тогда же в Японии появились в продаже первые компакт-диски и проигрыватели компакт-дисков. Жители Европы и США впервые познакомились с компакт-дисками в марте 1983 года, и с того момента в мире было продано более 200 миллиардов компакт-дисков.
К середине 90-х компакт-диск практически полностью вытеснил аудиокассеты и виниловые пластинки с рынка.
Казалось, что винил ушел навсегда, цифровая обработка звука установила новые стандарты качества и удобства, а винил перешел в разряд экзотики.
Но плоды прогресса оказались не столь сладки и однозначны - цифровой звук оказался сухим и бездушным, компакт-диски зачастую нивелировали исполнительские тонкости, делая многие музыкальные произведения, особенно в таких сложных стилях, как джаз и классика, плоскими и маловыразительными; винил точнее передавал нюансы, теплоту и динамику живой музыки, его звук оказался менее утомительным, а паразитные гармоники - близкими и милыми человеческому слуху.
Осознание этой ситуации и заставило ценителей бескомпромиссного звука вновь обратить свое внимание в сторону аналоговой записи, и дало
вторую жизнь проигрывателям винила.
Причем, подобные аппараты выпали из модельных рядов производителей ширпотреба - на данный момент подавляющее большинство виниловых проигрывателей производится аудиофильскими компаниями, которые изготавливают "вертушки" серьезного уровня, предназначенные для настоящих ценителей "честного" звука.
Звукозаписывающие компании не могли проигнорировать подобной вспышки интереса публики, и сегодня каждое мало-мальски значительное музыкальное событие издается не только на CD, но и на виниловом носителе. Это, в совокупности с активным процессом переиздания старых релизов, окончательно превращает проигрыватель виниловых дисков в актуальный, неотъемлемый компонент системы для настоящего меломана.
Не углубляясь в технические подробности, кратко расскажем о том, как устроен виниловый проигрыватель, и
на какие моменты стоит обратить внимание при подборе достойного кандидата для вашей системы.
Проигрыватель виниловых дисков, в принципе, представляет собой очень простое устройство, состоящее из привода диска, тонарма и звукоснимателя. Привод должен стабильно и без колебаний вращать диск, тонарм - точно и с нужным усилием позиционировать над дорожкой звукосниматель, который призван преобразовывать механические колебания иглы в электрические сигналы. Однако при всей кажущейся простоте - это точнейшая электромеханическая система. И, естественно, современные проигрыватели не имеют ничего общего с разболтанными вертушками прошлого, ныне виниловый проигрыватель - высокоточный прибор, сконструированный с учетом современнейших технологий, включающий в себя самые передовые инженерные разработки и свежие технические решения. Но, обо все по порядку.
Начнем с диска.
Диск-маховик служит основанием для пластинки. Чем он массивнее, тем более стабильна частота вращения и уменьшаются вредные биения. Раньше диски изготавливали из металлических сплавов на основе алюминия, теперь это акрил и лексан, которые имеют собственную резонансную частоту в более безвредном диапазоне.
Теперь о приводе.
Так как его задача - сообщить грампластинке, лежащей на диске, вращение с определенной частотой, не создавая при этом механических и акустических помех - роликовый и прямой приводы мы просто не рассматриваем, слишком уж высок уровень вибраций, а прямой привод вдобавок ко всему уверенно обеспечивает значительные электромагнитные наводки на головку звукоснимателя. Все это несовместимо с высококачественным воспроизведением.
Скажем сразу, во всех проигрывателях класса Hi-End используется пассиковый привод диска, так как он прекрасно изолирует диск от вибраций мотора. Для полной развязки сам электродвигатель иногда выносят даже за пределы основания, как, например, в вертушках немецкой компании ARCUS GmbH, существующей на рынке более 30 лет. Или, ставят несколько маломощных электродвигателей, снабжая каждый своим собственным пассиком, что помогает свести "на нет" вредные колебания - как в некоторых моделях известного производителя Hi-Fi и Hi-End-аппаратуры, компании T+A.
Пару слов о тонарме.
Основная его задача - перемещать иглу звукоснимателя по проигрываемой пластинке вдоль ее радиуса или с минимальным отклонением от него. Кроме этого он должен отвечать совершенно противоположным требованиям, а именно - не влиять на полезные колебания иглы и одновременно мгновенно реагировать на кривизну поверхности пластинки, обеспечивая нечувствительность подвижной системы звукоснимателя к паразитным внешним воздействиям. При этом тонарм должен обеспечивать поддержание надежного и симметричного контакта иглы с обеими стенками канавки. Лучшим на данный момент материалом для тонарма, пожалуй, является углепластик.
И, наконец, игла.
Наиболее простыми в изготовлении и поэтому недорогими были и остаются сферические иглы. Однако именно они деформируют пластинку и плохо отслеживают модуляцию канавки в местах с высоким уровнем записи, что приводит к серьезным искажениям. Это обуславливает применение в высококачественных головках звукоснимателей только эллиптических и гиперэллиптических игл - они имеют большую площадь контакта со стенками канавок диска, поэтому дают меньшие искажения и имеют более широкий частотный диапазон.
Не стоит забывать о том, что стоит следить за износом иглы -
каждые 300-500 часов прослушивания следует проверять свою иглу под микроскопом. Малейшие следы износа - и иглу лучше просто выбросить, ибо она становится опасной для вашего винила.
Вот вкратце и все. Вооружайтесь пониманием основных моментов, заручитесь помощью специалиста, выбирайте - и наслаждайтесь чистыми звуками хорошей музыки!
Смотрите также: